Беременность, самопроизвольное прерывание беременности

Беременность — это физиологическое состояние организма. При некоторых нарушениях возможно ее самопроизвольное прерывание, в результате которого происходит изгнание нежизнеспособного плода из матки.

Классификация самопроизвольного прерывания беременности
Выкидыш на сроке до 12 недель считается ранним, от 12 до 28 недель — поздним. Прерывание беременности после 28 недель называется преждевременными родами.

Этиология (причины) самопроизвольного прерывания беременности
Выкидыши на ранних сроках часто связаны с тяжелыми генетическими мутациями плода или нарушением процесса имплантации яйцеклетки. Со стороны матери прерывание беременности могут провоцировать аутоиммунные заболевания, гормональные нарушения, тромбозы, аномалии развития матки, сахарный диабет, гипертензия. Самопроизвольный аборт может быть спровоцирован краснухой, урогенитальными инфекциями и воспалительными заболеваниями половых органов.

Группы риска
Риск выкидыша увеличивают медицинские аборты в прошлом, многоплодная бепременность, присутствие внутриматочной спирали во время зачатия. Также вероятность выкидыша повышает употребление алкоголя, никотина, травмы, чрезмерная физическая активность, недостаток фолиевой кислоты. Беременность после экстракорпорального оплодотворения прерывается чаще, чем при зачатии физиологическим путем.

Патогенез
Прерывание беременности начинается с повышения тонуса матки. Шейка матки на начальной стадии остается закрытой. Вследствие отслойки плаценты возможно появление кровянистых выделений. Если пациентка своевременно не будет госпитализирована, шейка матки постепенно открывается, начинается подтекание околоплодных вод. Сокращения матки становятся более интенсивными и плод частично или полностью изгоняется наружу.

Симптомы самопроизвольного прерывания беременности
Первым тревожным сигналом является тяжесть в нижней части живота, ноющие боли. Они постепенно становятся схваткообразными. Отмечается гипертонус матки.

Из половых путей появляются выделения, сначала слизистые или кровянистые, затем кровянистые в большом количестве.
При начавшемся аборте боли приобретают выраженный схваткообразный характер, начинают подтекать околоплодные воды, плодное яйцо выходит из матки.

Диагностика самопроизвольного прерывания беременности
Диагноз ставится на основании симптомов, осмотра с помощью зеркала, данных УЗИ. Для дифференциальной диагностики по показаниям проводят кольпоскопию, лапароскопию.

Осложнения и отдаленные последствия
В результате самопроизвольного выкидыша часть эмбриона иногда остается в полости матки. Это приводит к ее недостаточному сокращению и сильному кровотечению. Также фрагменты плодного яйца часто провоцируют развитие гнойных осложнений.

Лечение
Пациентка должна быть госпитализирована как можно раньше. Показан постельный режим, спазмолитики, седативные препараты, гестагены. Иногда на шейку матки накладывают лигатуру. При начавшемся выкидыше назначают эстрогены, прогестерон, принимают меры для остановки кровотечения. Если выкидыш предотвратить невозможно, полость матки выскабливается для удаления всех частей эмбриона.

Профилактика самопроизвольного прерывания беременности
Беременным рекомендуется как можно раньше встать на учет в женскую консультацию и регулярно наблюдаться. При появлении тяжести внизу живота, выделений из влагалища срочно обращаться к гинекологу. При наличии хронических заболеваний на этапе планирования беременности рекомендуется пройти комплексную лабораторную диагностику. Женщинам, у которых в анамнезе были самопроизвольные прерывания беременности или тромбозы, рекомендуется пройти комплекс лабораторных исследований для диагностики состояния свертывающей системы крови и риска тромбообразования.

Для диагностики системы гемостаза на этапе планирования беременности, при наступившей беременности, угрозе самопроизвольного прерывания беременности и в послеродовом периоде мы рекомендуем Вам один из следующих комплексов исследований:

К10.24 №24. Диагностика системы гемостаза у женщин. Планирование беременности, беременность, послеродовый период 16434₽
К10.24G №24G. Диагностика системы гемостаза у женщин (с генетическими исследованиями). Планирование беременности, беременность, послеродовый период 27684₽

Выбор того или иного комплекса может быть сделан Вашим лечащим врачом или врачом-гемостазиологом нашего медицинского центра с учетом Вашего состояния здоровья и результатов предшествующих обследований.